Сигнально Отличительные Фонари для судов (сокращенно СОФ) обязаны соответствовать требованиям правил МППСС-72, разработанных для предотвращения столкновения судов на море и внутренних водных путях. В соответствии с МППСС-72, все суда, в темное время суток, должны нести сигнально отличительные огни. Контроль исполнения правил осуществляет Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС) и Российский Речной Регистр (РРР). На суда с различной длиной устанавливаются огни разной интенсивности и соответственно, с различной дальностью видимости. Дальность видимости огней должна составлять:
Количество сигнально отличительных фонарей, их комбинация и расположение на судне позволяют судоводителю определять тип встречного судна, его габариты, а также направление движения и предпринять необходимые действия для безопасного движения и маневра. На многих современных судах, устанавливаются светодиодные сигнально отличительные фонари, которые, в отличие от фонарей с лампами накаливания, имеют большой срок службы до 60 000 часов, повышенную вибростойкость и низкое потребление электроэнергии. Для централизованного управления навигационными огнями, а также для контроля их состояния применяют коммутаторы сигнально-отличительных фонарей (КСОФ). Коммутатор имеет визуальную и звуковую сигнализацию о неисправности ламп фонарей или обрыве цепи их питания.